Профсоюз

Изменения и дополнения в коллективный  договор между  администрацией  ГУО «Полотовская базовая школа Полоцкого района»  и первичной профсоюзной  организацией ГУО «Полотовская базовая школа Полоцкого района» Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2022-2025 годы

  1. Изменения и дополнения в коллективный  договор между  администрацией  ГУО «Полотовская базовая школа Полоцкого района»  и первичной профсоюзной  организацией ГУО «Полотовская базовая школа Полоцкого района» Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2022-2025 годы

     

     

     

     В  коллективный договор между администрацией  ГУО «Полотовская базовая школа Полоцкого района»   и первичной  профсоюзной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2022-2025 годы внести следующие изменения и дополнения:

    1. В разделе «Общие положения» Пункт 6 о распространении действия коллективного договора изложить в новой редакции:

     «Договор заключается от имени работников – членов Белорусского профессионального союза работников образования и науки и распространяется на Руководителя и работников – членов Белорусского профессионального союза работников образования и науки, состоящих в трудовых отношениях с нанимателем на дату его подписания, а также на лиц, уволенных после достижения общеустановленного пенсионного возраста и (или) после приобретения права на трудовую пенсию и состоящих на учете в первичной профсоюзной организации.

    На работников, вступивших в профсоюз после подписания Договора, его положения распространяются в полном объеме со дня вступления в профсоюз.

    Положения Договора о рабочем времени и времени отдыха, регулировании внутреннего трудового распорядка, нормах труда, формах, системах, размерах оплаты труда, сроках выплаты и порядке индексации заработной платы, охране труда, гарантиях и компенсациях, предоставляемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, применяются в отношении всех работников без соответствующего заявления. Иные, по сравнению с законодательством, дополнительные выплаты, гарантии, компенсации распространяются на работников – членов Белорусского профессионального союза работников образования и науки.

    В случае утраты Работником профсоюзного членства в период действия Договора дальнейшее распространение на него положений Договора (кроме указанных в части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь) будет осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных для работников, от имени которых он не заключался в соответствии с частью 3 настоящего пункта».

    1. В разделе «Гарантии занятости » Пункт 39.1 о расторжении трудового договора дополнить частью 2 следующего содержания:

    «Прекращение трудовых отношений по инициативе нанимателя с одинокими матерями (отцами, воспитывающими детей без матери), разведенными, вдовами, вдовцами, не состоящими в браке, опекунами, попечителями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до восемнадцати лет), добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой  дисциплины, и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8, 9 статьи 42 и пунктами 1‒3 статьи 44, 1–3 статьи 47  Трудового кодекса».

    1. В разделе «Правовое обеспечение трудовых отношений, развитие социального партнерства» пункт 36.9 изложить в новой редакции:

    «Наниматель предоставляет в течение календарного года по письменному заявлению работника социальный отпуск по семейно-бытовым и иным уважительным причинам (статья 190 Трудового кодекса) без сохранения заработной платы: работнику – члену Профсоюза до 90 календарных дней, а работнику, не состоящему в Профсоюзе, – не более 30 календарных дней  в следующих случаях:

    - для работы над диссертацией, подготовки методических пособий и учебников;

    - для прохождения лечения, оздоровления в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях;

    - необходимости ухода за больным членом семьи (родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга)) на основании заключения медицинского учреждения, а также сопровождение их на лечение;

    - в связи с обучением в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального, высшего и послевузовского образования без направления (заявки) Нанимателя;

    - смерти члена семьи, близкого родственника – 3 дня без учёта дороги;

    - бракосочетания самого работника, его детей, внуков – 3 дня;

    - в связи с рождением детей, внуков;

    - первый учебный день детей (внуков) школьного возраста (1-4 и 11 классы) – 1 день;

    - последний звонок детей (внуков)-выпускников – 1 день;

    - в связи с юбилейной или круглой датой работника – 1 день;

    - в иных случаях, по договоренности с Нанимателем.»                            

      Пункт 36.10 изложить в новой редакции:

     «Наниматель обязан предоставить единовременно, по письменному заявлению работника – отца (отчима) при рождении ребенка (в течение шести месяцев с даты его рождения) социальный отпуск без сохранения заработной платы (статья 186 Трудового кодекса) следующей продолжительности: работнику – члену Профсоюза не более 30 календарных дней, а работнику, не состоящему в Профсоюзе, – не более 14 календарных дней.»

        Продлевать, заключать контракты с работниками, добросовестно работающими, не допускающими нарушений производственно-технологической, исполнительской, трудовой дисциплины и не имеющими дисциплинарных взысканий в течение года, предшествовавшего дате окончания контракта, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается:

    не более пяти лет работникам – членам Профсоюза, с их согласия, на срок не менее чем до достижения указанного возраста, с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 части первой статьи 261,2 Трудового кодекса;

    не более двух лет работникам, не состоящим в Профсоюзе, с их согласия, на срок не менее чем до достижения указанного возраста, с обязательным включением в контракты дополнительных мер стимулирования труда в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 части первой статьи 2612 Трудового кодекса.»

    1. В разделе «Охрана труда » пункт 42.9 изложить в новой редакции:

    Производить:

    «выделение средств на реализацию мероприятий по охране труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание Работников в размере не менее 2 % от фонда оплаты труда;

     Пункт 42.7 изложить в новой редакции «В случае возникновения несчастного случая  в семье работника  погибшего на производстве по вине Нанимателя, помимо установленного законодательством возмещения ущерба, добиваться  и участвовать  в предоставлении  выплаты из средств нанимателя единовременной материальной помощи, в размере не менее 10 годовых заработков погибшего по вине Нанимателя, исчисленных по заработку за год от месяца, предшествующего несчастному случаю; Работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине Нанимателя, выплату из средств Нанимателя единовременной материальной помощи в размере одного среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности при наличии средств (указанные выплаты производятся в порядке и в сроки с момента регистрации несчастного случая или профессионального заболевания, определенные совместным решением Нанимателя и Профкома). Выплачиваемая материальная помощь снижается пропорционально степени вины потерпевшего, определенной в документах расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

      Пункт 42.8 изложить в новой редакции:

    «выплату Нанимателем выходного пособия в размере не менее одного среднемесячного заработка лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание при прекращении ими трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 5 статьи 42 Трудового кодекса.»

    В пункт 42 добавить подпункт 42.18:

    «При отсутствии финансовых средств ходатайствовать перед Полоцким районным исполнительным комитетом о выплате единовременной материальной помощи за вред, причиненный по вине Нанимателя здоровью и жизни Работника в результате несчастного случая на производстве».

     «Сотрудничать в работе по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса. Осуществлять контроль за соблюдением работниками требований по охране труда представителями Нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюза по охране труда».

     Слова  «периодическом контроле» заменить словами «контроле за соблюдением работниками требований по охране труда»

    1. Дополнить коллективный договор приложением «Перечень должностей рабочих и служащих, которые являются общими для всех видов экономической деятельности, по которым производится надбавка за характер труда».
    2. Дополнить коллективный договор приложением « Положение об установлении надбавка за характер труда рабочим и служащим»
    3. В Приложении о порядке и источниках оказания материальной помощи слова оказание материальной помощи  в связи  со «смерть работника» исключить.
    4. Дополнить коллективный договор Приложением «Перечень должностей служащих и рабочих профессий, на период отсутствия которых требуется выполнение их обязанностей»
    5. В Приложениях о премировании работников и установлении надбавок исключить формулировки: «выполнение общественной работы», «выполнение работы  в нерабочее время», «выполнение работы не связанной с должностными обязанностями» и все слова, которые  не относятся  к выполнению должностных инструкций и обязанностей работников.

     

свернуть

Профсоюзный первомай

28 апреля - Всемирный день охраны труда

Для того, чтобы привлечь всеобщее внимание к актуальной для всего мира потребности - улучшить охрану труда молодых работников и положить конец детскому труду, в 2018 году под эгидой Всемирного дня охраны труда (28 апреля) и Всемирного дня борьбы с детским трудом (12 июня) проводится совместная годовая кампания под лозунгом:

«Безопасность и здоровье нового поколения».

Данная тема призвана способствовать тому, чтобы переход молодежи от учебы к труду, из детства во взрослую жизнь происходил в безопасных и безвредных для здоровья условиях.

Совместная кампания призывает активизировать усилия, направленные на решение:

Задачи 8.8 в рамках Целей в области устойчивого развития (ЦУР) - «защищать трудовые права и содействовать обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся» к 2030 году;

Задачи 8.7 ЦУР - «принять срочные и эффективные меры для того, чтобы обеспечить запрет и ликвидацию наихудших форм детского труда» и покончить со всеми формами детского труда к 2025 году.

Для того, чтобы достичь этих целей ради следующего поколения работников всего мира требуется согласованный комплексный подход к искоренению детского труда и продвижению культуры профилактики в области охраны труда.

Право на безопасный и здоровый труд имеют работники всех возрастов. Молодых работников (в возрасте от 15 до 24 лет) в мире насчитывается 541 млн. - это более 15 процентов всей рабочей силы, в Республике Беларусь 262 тыс. или 7,5% от занятых в экономике.

Уровень производственного травматизма в мире среди них на 40 процентов выше, чем среди взрослых работников старше 25 лет.

В Республике Беларусь в 2017 году погибло на производстве 6 работников моложе 24 лет, в том числе 1 моложе 18, тяжелые травмы получил 51 (в 2016г. 12, 0 и 59 соответственно).

Помимо этого, здоровье и сама жизнь молодых работников часто подвергаются риску из-за присутствующих на рабочих местах опасных производственных факторов.

Детским трудом во всем мире занимаются 152 млн. детей, причем 73 млн. из них заняты на опасной работе, т.е. такой, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Улучшение охраны труда молодежи, в том числе искоренение опасных видов труда, приводит к улучшению охраны труда всех работников. А улучшение охраны труда и благосостояния всех работников, включая родителей и других родственников, позволит улучшить перспективы развития охраны труда молодежи, поможет предупреждать несчастные случаи и заболевания среди кормильцев и предотвращать использование детского труда.

Из-за различных факторов риска, характерных именно для молодых работников, вероятность того, что они могут пострадать от присутствующих на рабочих местах опасностей, возрастает.

Эти факторы риска могут быть присущи их возрасту (например, стадия физического, психосоциального и эмоционального развития) или зависеть от него (например, уровень квалификации, опытности, образования).

Молодые люди, являясь работниками, зачастую бывают не осведомлены о своих правах, а являясь работодателями - о своих обязанностях в области охраны труда и не проявляют особого желания говорить о существующих в этой области рисках. Ввиду того, что они в довольно значительной степени присутствуют в опасных отраслях экономики и подвергаются воздействию существующих в этих отраслях опасных факторов, риск производственного травматизма среди них возрастает еще больше.

Поскольку молодые работники обычно не обладают высокой профессиональной квалификацией, рабочим опытом и переговорным потенциалом, им чаще всего удается устраиваться лишь на должности начального уровня или те, которые остаются невостребованными из-за низкой заработной платы, чрезмерной продолжительности рабочего времени, ненадежности и опасного характера работы.

Это положение усугубляется еще и тем, что уровень безработицы в мире среди молодежи в настоящее время в три раза выше, чем среди взрослых. К тому же, многие из молодых людей трудятся в неформальной

экономике (78,7 процента работников в возрасте от 15 до 29 лет), где они рискуют стать жертвами несчастных случаев и профессиональных заболеваний еще больше, потому что подвергаются значительному воздействию опасных производственных факторов и не имеют полноценной социальной защиты.

Среди молодых работников, по сравнению со взрослыми, намного выше вероятность нестандартных форм занятости, которые характеризуются нестабильностью рабочих мест и отсутствием гарантий их сохранности. Те, кто занят на временной работе, из-за ее краткосрочного характера, как правило, не имеют полноценного доступа к возможностям профессиональной подготовки и развития профессиональных навыков и обычно плохо осведомлены о присутствующих на рабочем месте опасностях и рисках.

Им приходится часто менять место работы, и поэтому практически всегда, не успев и не сумев как следует ознакомиться с правилами охраны труда на одном месте, они вынуждены переходить на другое.

Риск несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которому подвергаются молодые работники, увеличивается из-за сочетания их возраста с рядом факторов.

Сюда относятся гендерная принадлежность, инвалидность и миграционный статус. Юноши, как представляется, чаще, чем девушки, оказываются занятыми на опасной работе и становятся жертвами производственного травматизма, однако в соответствующих данных может присутствовать определенная погрешность, потому что девушки, как правило, чаще трудятся в неформальной экономике, нередко в качестве неоплачиваемых работников семейных предприятий, вследствие чего становятся «невидимыми» для официальной статистики и, следовательно, никак в ней не фигурируют. Молодые люди с инвалидностью обычно подвергаются повышенному риску отчуждения, изоляции, издевательств и несправедливого обращения и при этом располагают меньшими возможностями в плане образования и экономической деятельности.

Трудящиеся-мигранты отличаются одним из самых высоких показателей частоты несчастных случаев на производстве. Международные миграционные потоки во всем мире на 70 процентов состоят из лиц в возрасте до 30 лет. Для трудящихся-мигрантов риск несчастных случаев и профессиональных заболеваний может возрастать и из-за языковых барьеров. Если трудовой мигрант не владеет ни устным, ни письменным языком страны пребывания, у него могут возникать трудности с соблюдением правил и порядка охраны труда, он может не понимать предупредительные и информационные надписи на контейнерах с химическими веществами.

Выражать беспокойство по поводу охраны труда трудовым мигрантам не позволяют культурные традиции и особенности поведения, их статус в сфере занятости (большинство трудящихся-мигрантов заняты на временных

и сезонных работах) и вынужденная необходимость всегда ставить во главу угла заработок.

Помимо того, что они становятся причиной неисчислимых человеческих страданий, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания наносят значительный экономический ущерб - из-за них мировой ВВП ежегодно теряет 3,94 процента.

Для общества издержки, связанные с тяжелыми травмами молодых работников и последующим долговременным расстройством здоровья, гораздо существеннее, чем издержки, связанные с аналогичными травмами взрослых. Последствия производственной травмы оказываются более серьезными, если ее получает молодой человек в начале своей трудовой жизни.

Молодой работник с долговременным расстройством здоровья может перестать быть активным членом общества и никак не использовать полученное образование и профессиональную подготовку. Многие страны вкладывают значительные средства в обеспечение занятости молодежи, в ее образование, профессиональную подготовку, в развитие ее профессиональных навыков и в создание для нее рабочих мест. Крайне важно, чтобы в программы, реализуемые в результате таких вложений, включались и вопросы охраны труда.

Чтобы обеспечить это, необходимо понимать и учитывать факторы риска в сфере охраны труда, с которыми сталкиваются молодые работники в возрасте от 15 до 24 лет.

В законодательных актах и программных документах молодые работники младше 18 лет признаются уязвимой группой и обеспечиваются особой защитой в соответствии с нормами, касающимися детского труда и запрещенных опасных видов работ. Однако те, чей возраст составляет от 18 до 24 лет, сопоставимого правового признания и защиты на рабочем месте не получают несмотря на то, что постоянно подвергаются повышенному риску травмирования.

Международную организацию труда (МОТ) отличает давнее стремление продвигать достойный труд и обеспечивать безопасные и здоровые условия труда для всех работников на протяжении всей их трудовой жизни. Она обращает внимание на необходимость улучшения охраны труда молодых работников - как в целях содействия достойной занятости молодежи, так и в целях поддержки усилий, направленных на борьбу с опасными видами детского труда.

Опасными видами детского труда во всем мире занимается почти половина (72,5 млн. детей) из 151,6 млн. детей, вовлеченных в сферу применения детского труда. Примерно 24 процента из вовлеченных в эту сферу детей (более 37 млн.) находятся в возрасте от 15 до 17 лет.

Серьезные меры по улучшению охраны труда молодежи приносят

двойную пользу - обеспечивают безопасность и сохранность здоровья молодых работников и сокращают число детей, занимающихся опасными видами детского труда. Для того, чтобы получить поколение здоровых работников, соблюдающих нормы безопасности и гигиены труда необходимы заблаговременные подготовительные действия, и начинать надо с проведения информационно-разъяснительной работы среди родителей и местного населения. Чтобы молодые люди знали о рисках и могли выступать от собственного имени, их знакомство с опасными производственными факторами и рисками, а также с правами работников должно начинаться еще в школе и продолжаться в рамках программ профессиональной подготовки и ученичества.

Работодатели, в том числе предприятия формальной и неформальной экономики, а также семейные предприятия, нуждаются в методических рекомендациях относительно факторов риска, с которыми сталкиваются молодые работники, и относительно соответствующих их возрасту рабочих обязанностей и условий труда. И наконец, для того, чтобы молодые работники, впервые вступающие в сферу труда, могли осуществлять свои права и высказывать собственное мнение, требуется их поддержка и представительство со стороны организаций работников. Меры по улучшению охраны труда молодежи будут способствовать достижению Цели в области устойчивого развития (ЦУР) № 8, касающейся достойного труда и экономического роста. Они помогут нам выполнить Задачу 8.8 — обеспечить надежные и безопасные условия работы для всех трудящихся к 2030 году, а также Задачу 8.7 - покончить с детским трудом во всех его формах к 2025 году.

Для выполнения этих задач требуются совместные действия государственных органов, работодателей, работников и их организаций, а также других заинтересованных сторон по формированию культуры профилактики, нацеленной на обеспечение охраны труда нового поколения мировой рабочей силы.

Мероприятия, организуемые в рамках Всемирного дня охраны труда -2018, будут направлены на информирование мировой общественности о специфических рисках для безопасности и здоровья молодых работников, на демонстрацию взаимосвязи между созданием безопасной и здоровой среды для нового поколения и достижением Цели в области устойчивого развития, в том числе на демонстрацию различных направлений деятельности, в которые заинтересованные стороны могут вкладывать средства для обеспечения реального сокращения связанного с работой травматизма и заболеваемости молодежи (в возрасте от 15 до 24 лет). Эта деятельность осуществляется на нескольких уровнях, в том числе на правовом, политическом и практическом.

Вышеупомянутые мероприятия рассчитаны на разнообразную

аудиторию, состоящую из представителей правительства, работодателей, работников и их представительных организаций, а также НПО, научно-образовательных учреждений, других учреждений ООН, центров профессиональной подготовки и самих молодых работников. В более широком плане кампания призывает к согласованным усилиям, направленным:

•на содействие ратификации конвенций МОТ, касающихся охраны труда и детского труда;

•на содействие - на местном, национальном и международном уровне - принятию комплексных ответных мер в отношении опасных видов детского труда и специфических для молодых работников вызовов в области охраны труда;

•на обеспечение качественного образования для всех детей и включение вопросов охраны труда в программы общего образования, профессионального обучения, профессионально-технического

образования и подготовки и в программы ученичества;

•на формирование доказательной базы в пользу совершенствования политических мер и действий, касающихся охраны труда молодых работников и опасных видов детского труда;

•на обеспечение для молодых работников доступа к членству в профсоюзах

и представительного голоса за столом переговоров при обсуждении вопросов, касающихся их охраны труда;

•на учет фактора особой беззащитности детей самого младшего возраста и на

привлечение внимания к такому важному вопросу, как недопущение их вовлечения в сферу детского труда;

•на принятие решительных трехсторонних мер для решения проблем, связанных с охраной труда и с использованием детского труда на опасных работах, с учетом опыта организаций работодателей и работников в этой области.

Если говорить конкретнее, то в целях улучшения охраны труда молодых работников кампания призывает различные стороны, в том числе государственные учреждения, работодателей, работников и их организации, научно-образовательные учреждения, организации

гражданского общества и, что немаловажно, саму молодежь и молодежные организации, действовать совместно для принятия эффективных ответных мер посредством:

* улучшения сбора и анализа данных об охране труда и о молодых работниках;

* разработки, доработки и ввода в действие законов, норм,

политических мер и руководящих документов, обеспечивающих более полноценную охрану труда и здоровья молодых работников;

наращивания потенциала в целях оказания помощи

правительствам, работодателям, работникам и их организациям в удовлетворении потребностей в области охраны труда, существующих у молодых работников;

интеграции учебных курсов по охране труда в общеобразовательные программы и программы профессиональной подготовки с тем, чтобы обеспечить появление нового поколения здоровых и соблюдающих нормы безопасности работников;

- усиления пропагандистской, информационно-разъяснительной и научно-исследовательской работы по вопросу уязвимости молодых людей перед опасностями и рисками в области охраны труда.

В то время, как весь мир старается улучшить перспективы молодежной занятости, мы должны обеспечить, чтобы молодые люди обладали образованием и подготовкой, необходимыми им для выполнения своей работы безопасными способами без вреда для здоровья, а работодатели были осведомлены и знали о своих обязанностях (в плане искоренения детского труда и улучшения охраны труда) и осознавали необходимость устранения конкретных рисков, касающихся молодых работников.

На регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда).

Закон об охране труда применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями (статья 273 Трудового Кодекса Республики Беларусь).

В частности, несовершеннолетние работающие, наравне со взрослыми работающими, имеют право на (статья 11 Закона об охране труда):

рабочее место, соответствующее требованиям по охране труда; получение от работодателя достоверной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

обеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами;

обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.

отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Одновременно, правовое регулирование в области охраны труда в отношении несовершеннолетних работающих осуществляется с использованием специальных мер, направленных на охрану их здоровья в процессе трудовой деятельности, в том числе путем введения для них дополнительных гарантий, призванных оградить или компенсировать воздействие на здоровье неблагоприятных факторов.

Так, в статье 16 Закона об охране труда устанавливается требование о привлечении лиц моложе 18 лет к выполнению работ лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет - прохождения обязательного медицинского осмотра в соответствии с законодательством.

Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут привлекаться к выполнению легких видов работ, перечень которых утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Не допускается привлечение лиц моложе 18 лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к подземным и горным работам. Из указанного правила допускается только одно исключение - привлечение к выполнению указанных работ обучающихся учреждений образования в возрасте от 16 до 18 лет при прохождении ими производственного обучения, практики. При этом привлечение обучающихся к указанным работам ограничивается временем их выполнения - не более четырех часов в день.

Справочно: Перечень легких видов работ, которые могут

выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144. Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67;

Предусматривается также запрет на подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для

них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами (часть пятая статьи 16 Закона об охране труда).

Справочно: Предельные нормы подъема и перемещения

несовершеннолетними тяжестей вручную, установленные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 13.

Кроме этого, установлен запрет по привлечению работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, работам в выходные дни, если иное не установлено законодательными актами (часть шестая статьи 16 Закона об охране труда).

Таким образом, между заинтересованными сторонами существуют огромные возможности для сотрудничества по вопросу интеграции охраны труда в программы общего образования, развития профессиональных навыков и ученичества (ввиду того внимания, которое в глобальном плане акцентируется на молодежной занятости), а также по вопросу содействия работодателям в устранении конкретных рисков, с которыми сталкиваются молодые работники, с помощью комплексной модели, учитывающей характер рисков и производственной среды. При этом правительство должно выполнять свою роль, поддерживая эти усилия с помощью адаптированного национального законодательства и политики.

От формирования новых поколений здоровых, соблюдающих нормы безопасности работников, зависят рост населения, производительность, психическое и физическое благополучие общества. Приглашаем все заинтересованные стороны присоединиться к нашей кампании и добавить свои голоса к глобальному движению за улучшение охраны труда молодых работников и ликвидацию детского труда.

свернуть

Актив ПК

Председатель ПК

Кеда Анна Михайловна

Тел.+37529 889-89-95

Зам.председателя ПК

Желнерчик Виктория Васильевна

Тел. +37533 382-24-98

Комиссия по охране труда

  1. Рубис Татьяна Петровна                         Тел. +37529 535-78-61
  2. Голубева Ольга Владимировна                Тел. +37529 296-08-54

Комиссия по организационно-массовой работе

  1. Баева Валентина Михайовна                      Тел. +37533 336-72-94
  2. Колотовкина Марина Николаевна               Тел. +37533 376-05-02

Ревизионная комиссия

  1. Ульская Светлана Петровна                       Тел. +37529 595-42-07
  2. Шилько Наталия Ивановна                         Тел. +37533 677-35-35
  3. Кочерягин Сергей Евгеньевич                     Тел. +37529 743-32-39
свернуть

Положение о первичной профсоюзной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки

I. Общие положения

 

  1.  Настоящее Положение разработано в соответствии
    с законодательством Республики Беларусь, Уставом Федерации профсоюзов Беларуси (далее – Устав ФПБ, ФПБ соответственно), Уставом Белорусского профессионального союза работников образования и науки (далее – Устав, Профсоюз соответственно) и определяет содержание деятельности первичных профсоюзных организаций Профсоюза (далее – ППО).
  2.  ППО создается из не менее трех членов Профсоюза, работающих в одной организации системы образования и науки (далее – организация) или обучающихся в дневной форме получения образования в одном учреждении образования (далее – учреждение). В имеющих структурные подразделения организации, учреждении могут создаваться ППО в отдельных структурных подразделениях. В случае вхождения нескольких организаций, учреждений образования в одну организацию или одно учреждение, в организациях и учреждениях с территориально разобщенными структурными единицами могут создаваться самостоятельные и (или) объединенные организации Профсоюза и с правами районного комитета ППО.
  3. Решение о создании ППО принимается на организационном собрании, о чем сообщается уполномоченному руководящему профсоюзному органу для решения вопросов ее регистрации и постановки на учет в качестве организационной структуры Профсоюза, наделения (без наделения) ее правами юридического лица и дальнейшего принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в журнал государственной регистрации ( журнал учета) организационных структур профессиональных союзов.
  4.  ППО могут наделяться правами юридического лица соответствующими Президиумами комитетов Профсоюза в порядке, установленном Уставом Профсоюза.
  5. ППО, наделенная правами юридического лица имеет свое наименование, юридический адрес, печать, штамп установленного образца, самостоятельные счета в кредитно-финансовых учреждениях, смету (самостоятельный баланс), пользуется символикой Профсоюза, зарегистрированной в установленном законодательством порядке, вправе приобретать имущественные, личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом, ответчиком в суде.
  6.  ППО приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои выборные органы, действующие
    в соответствии и с законодательством Республики Беларусь и Уставом Профсоюза и соответствующим Положением.
  7.  ППО независима в своей деятельности от органов государственной власти и управления, нанимателей, общественных организаций, им неподотчётна и неподконтрольна. Взаимоотношения
    с ними строит на принципах социального партнёрства, диалога, сотрудничества в интересах членов профсоюза.
  8.  Право толкования настоящего Положения, внесения в него изменений и дополнений принадлежит президиуму Центрального комитета Профсоюза (далее – ЦК).

 

II. Цель, задачи, методы и принципы деятельности ППО

 

  1.  Цель ППО – защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов.
  2.  Основные задачи ППО:

Через уполномоченных лиц осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, жилищного законодательства, правил и норм охраны труда и учёбы.

Обеспечение каждому члену Профсоюза гарантированного права на труд, справедливой оплаты пропорционально его вкладу, социальной защиты от инфляции и других возможных отрицательных последствий экономики.

От имени коллектива работников представляет их интересы перед нанимателем, обучающихся – перед руководством учреждений, добивается повышения благосостояния и жизненного уровня членов Профсоюза.

Оказывает бесплатную юридическую, методическую, консультационную, по необходимости, материальную помощь членам Профсоюза.

Оказывает содействие в обеспечении санаторно-курортного лечения и отдыха членов профсоюза и членов их семьи.

Вовлекает членов Профсоюза в управление производством, государственными и общественными делами.

Содействует укреплению трудовой и исполнительской дисциплины.

Обеспечивает защиту права члена Профсоюза на получение профессии и повышение квалификации, благоприятный режим труда, учебы и отдыха.

Добивается предоставления членам Профсоюза льгот и гарантий, установленных законодательством, действующими соглашениями
и коллективными договорами.

Анализирует социально-экономическое положение членов Профсоюза, вырабатывает и вносит на рассмотрение руководства организации системы образования предложения по стимулированию труда, обучения, повышению квалификации, переподготовки кадров, решению жилищных проблем, функционированию учреждений социально-бытового и культурно-оздоровительного назначения.

Представляет и защищает права и законные интересы членов Профсоюза на принципах социального партнёрства между Профсоюзом (его организационными структурами), нанимателем и органами государственного управления.

Участвует в акциях, коллективных действиях, проводимых вышестоящими органами Профсоюза.

Сотрудничает в интересах членов Профсоюза с другими общественными организациями и объединениями, реально содействующими защите прав, укреплению и расширению социальных гарантий для работников образования, обучающихся.

  1.  В качестве методов для решения задач, стоящих перед ППО, используются: регулирование трудовых и связанных с ними отношений через коллективные договоры, осуществление общественного контроля, участие в коллективных трудовых спорах и иные действия, не запрещённые законодательством Республики Беларусь.
  2.  ППО строит свою деятельность на основе следующих принципов:

равных прав всех членов Профсоюза;

коллегиальности и взаимного доверия в деятельности ППО и ее органов;

выборности органов ППО, гласности и отчетности в их работе;

уважения права на защиту, учета мнения каждого члена Профсоюза, разъяснения своей позиции, равноправного участия в выработке решений;

организационного единства, соблюдения внутрипрофсоюзной дисциплины, обязательности решений вышестоящих органов Профсоюза для нижестоящих;

личной ответственности избранных в органы ППО и Профсоюза за выполнение принятых решений, соблюдение финансовой дисциплины.

  1. Для защиты трудовых, социально-экономических прав
    и интересов членов профсоюза ППО имеет право на:

Согласование форм и систем оплаты труда, изменение тарифных ставок, норм выработки и должностных окладов.

Ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и осуществление контроля за их выполнением от имени работников в соответствии с действующим законодательством.

Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Участие в урегулировании трудовых и коллективных трудовых споров.

Получение информации по трудовым и социально-экономическим вопросам.

Пользование имуществом профсоюза в установленном порядке.

Повышение квалификации профсоюзных работников, членов Профсоюза.

Обращение в судебные органы с исковым заявлением в защиту интересов членов профсоюза.

Обращение с письмами, заявлениями, жалобами в органы государственной власти и управления.

Внесение предложений по изменениям и дополнениям
в действующие законодательные акты по вопросам, затрагивающим трудовые, жилищные, социально-экономические права членов Профсоюза.

Иные полномочия, предусмотренные отраслевым, местными соглашениями, коллективным договором, соглашением.

 

ІІІ. Создание ППО

 

  1. Вопросы создания и государственной регистрации (постановки на учёт) ППО регулируются нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
  2. Для создания ППО необходимо:

Создать организационный комитет (инициативную группу) их числа работающих, обучающихся, желающих создать ППО.

Провести работу по подготовке и проведению организационного собрания, конференции, включающую:

Разъяснительную работу,

Сбор заявлений о вступлении в профсоюз (не менее 3-х),

Определение даты, места, времени, числа участников, подготовку предложений по делегированию представителей в вышестоящие органы, приглашение на собрание и прочие организационные вопросы.

Провести организационное (учредительное) собрание, конференцию с принятием решения о создании ППО, определении вышестоящей профорганизации, в структуру которой войдёт созданная ППО, о выборах председателя, его заместителя, профсоюзного комитета и ревизионной комиссии.

  1. ППО могут приниматься на профобслуживание соответствуюшими территориальными организациями профсоюза, Центральным комитетом.    
  2. Руководящий орган Профсоюза принимает решение об осуществлении государственной регистрации (постановки на учёт) ППО
    в качестве организационной структуры Профсоюза.
  3. Правоспособность ППО как юридического лица возникает
    с момента её государственной регистрации в местном органе исполнительной власти в соответствии с законодательством.
  4. При переходе на профсоюзное обслуживание в Профсоюз из другого отраслевого профсоюза – члена ФПБ или находящегося на профсоюзном обслуживании в ФПБ, члены этого отраслевого профсоюза, если они выразили на это свое согласие в письменном виде, считаются членами Профсоюза. В этом случае Президиум уполномоченного руководящего профсоюзного органа принимает решение о принятии на профобслуживание организационной структуры, ее регистрации или постановке на учет в соответствующем органе исполнительной власти, с последующим информированием президиума ЦК.
  5. При изменении формы собственности, юридического адреса, структуры, наименования организации ППО продолжает свою деятельность в соответствии с Уставом, настоящим Положением с последующим внесением соответствующих изменений в учредительные документы.
  6. ППО организаций, учреждений объединяются по территориальному признаку в территориальные (городские, районные, областные) организации Профсоюза, являющиеся организационными структурами Профсоюза, и находятся на их профсоюзном обслуживании.

 

IV. Государственная регистрация, постановка на учёт ППО

 

  1. Соответствующий вышестоящий руководящий орган Профсоюза в месячный срок с момента создания ППО представляет в регистрирующий орган по месту нахождения ППО предусмотренные законодательством документы для государственной регистрации или постановки на учёт.
  2. Государственная регистрация (постановка на учёт) осуществляется с выдачей свидетельства установленного образца в сроки, определенные законодательством.
  3. ППО, наделённая правами юридического лица, после получения свидетельства о государственной регистрации подаёт документы на учёт в налоговой инспекции, отделении ФСЗН, Белгосстрахе, заказывает изготовление печати и открывает расчётный счёт в банке.

 

V. Структура ППО

 

  1. Структура ППО определяется и утверждается руководящим органом ППО с учётом особенностей структуры соответствующей организации системы образования.
  2. В учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования работающие и обучающие, могут создавать как самостоятельные, так и единые ППО.
  3. При необходимости в ППО могут создаваться цеховые организации и профсоюзные группы.
  4. Цеховая организация – добровольное объединение членов Профсоюза (не менее трёх), как правило, работающих или обучающихся соответствующего структурного подразделения организации системы образования.
  5. Решение о создании цеховой организации принимается на её учредительном собрании на основании решения профсоюзного комитета ППО или его президиума.
  6. Цеховая организация является структурой ППО, пользуется её защитой, руководствуется в своей деятельности Уставом Профсоюза, Положением о цеховой профсоюзной организации и решениями вышестоящих профсоюзных органов.
  7. Цеховая организация строится по производственному признаку и может состоять из профсоюзных групп, действующих на основе соответствующего Положения.
  8. Высшим руководящим органом цеховой организации является общее собрание или конференция, которое проводится не реже одного раза в год, а отчётно-выборное – не реже двух раз в пять лет.
  9. Постоянно действующим руководяшим органом цеховой организации является цеховый комитет (цехком).
  10. В цеховой (факультетской) организации избираются председатель, его заместитель, цеховой комитет (профбюро).
  11. Профсоюзные группы создаются по решению профсоюзного комитета, цехового комитета (профбюро) при наличии не менее трёх членов профсоюза, как правило, работающих одного структурного подразделения или обучающихся одной академической группы и т.д.
  12. В профсоюзной группе для ведения текущей работы избираются профсоюзный групповой организатор (профгрупорг), его заместитель. В зависимости от практической необходимости с учетом рекомендации цехового комитета (профбюро), профсоюзного комитета
    могут быть избраны члены актива (организатор культурно-массовой работы, организатор спортивно-оздоровительной работы и др.).

 

 

VI. Руководящие органы ППО

 

Общее собрание (конференция)

  1. Высшим органом ППО является общее собрание (конференция) членов Профсоюза, состоящих на профсоюзном учете в ППО.
  2. Повестка дня и дата проведения конференции объявляются
    и доводятся до сведения их участников не позднее, чем за месяц до проведения, а собрания – не позднее, чем за 15 дней.
  3. В ППО, в которых проведение общего собрания не представляется возможным по объективным производственным или организационным причинам, проводится конференция членов Профсоюза.
  4. Перечень ППО, высшим органом которых является конференция членов Профсоюза, определяется соответствующими вышестоящими органами Профсоюза.
  5. Собрание (конференция) полномочно решать любые вопросы деятельности ППО. К компетенции общего собрания (конференции) относится:

избрание профсоюзного комитета (профорганизатора);

избрание председателя ППО, его заместителя;

избрание ревизионной комиссии;

выдвижение требований к нанимателю в порядке возбуждения коллективного трудового спора;

принятие решения о реорганизации, ликвидации ППО.

  1. Собрание (конференция) ППО, действуя на основании Устава
    и выполняя решения профсоюзных органов:

ежегодно заслушивает отчет профсоюзного комитета и ревизионной комиссии, даёт оценку их деятельности и определяет приоритетные направления и содержание своей деятельности;

формирует свои выборные органы, определяет периодичность собраний, конкретные сроки проведения отчетов и выборов в профгруппах, цеховых организациях, порядок формирования их выборных органов;

может делегировать своих представителей в вышестоящие  органы Профсоюза на основании доведенной нормы представительства;

утверждает смету доходов и расходов ППО и отчет об исполнении данной сметы.

принимает решения об обращении в вышестоящие профсоюзные органы с коллективно выработанными предложениями в части формирования профсоюзной политики;

принимает решения об участии в коллективных действиях по защите социально-экономических прав работников, других акциях Профсоюза;

рассматривает проекты коллективного договора, соглашения, принимает решение о его одобрении, не реже одного раза в полугодии заслушивает отчеты о его выполнении.

принимает решение о досрочном прекращении полномочий профсоюзных органов в соответствии с Уставом Профсоюза.

 

Профсоюзный комитет (цеховой комитет,

профсоюзный организатор) ППО

 

  1. В период между собраниями (конференциями) руководство ППО осуществляют руководящие органы Профсоюза. Все руководящие органы ППО, цеховых организаций и профсоюзных групп являются выборными.
  2. Для ведения текущей работы в ППО избираются:
  3. В ППО, объединяющей более 25 членов Профсоюза – председатель, заместитель, профсоюзный комитет, ревизионная комиссия;
  4. В ППО, объединяющей 25 и менее членов Профсоюза (малочисленная организация) избираются, как правило, председатель, заместитель, ревизор;
  5. В цеховой (факультетской) организации – председатель, заместитель, цеховой комитет (профбюро);
  6. В профсоюзной группе – профсоюзный групповой организатор

(профгрупорг), заместитель.

  1. Профсоюзный комитет ППО (далее – профсоюзный комитет):

представляет и защищает трудовые и социально-экономические права и законные интересы членов Профсоюза, заключает коллективный договор (соглашение) осуществляет контроль за его выполнением;

организует и планирует работу ППО в период между профсоюзными собраниями (конференциями) на основании своих решений, постановлений вышестоящих органов в соответствии с Уставом;

осуществляет прием и учет членов Профсоюза, организует
и контролирует сбор членских взносов, обеспечивает своевременное
и в полном объеме отчисление сумм членских взносов для деятельности вышестоящих органов Профсоюза;

в соответствии с законодательством осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, распоряжается денежными средствами
и другим имуществом ППО, утверждает смету доходов и расходов, отчитывается о ее исполнении профсоюзному собранию (конференции);

созывает профсоюзные собрания (конференции), определяет даты их проведения, норму представительства на конференции, формирует повестку дня;

утверждает структуру ППО;

формирует комиссии профкома по основным направлениям деятельности Профсоюза;

осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране труда;

проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал;

утверждает текущие сметы на проведение мероприятий, предусмотренных планами;

участвует и проводит в целях защиты интересов членов Профсоюза собрания, митинги;

утверждает штатное расписание ППО, прием и увольнение освобожденных профсоюзных работников, определение размера заработной платы, продолжительности отпусков, доплаты не освобожденным профсоюзным активистам по согласованию с вышестоящим профсоюзным органом;

принимает решение о проведении отчетов и выборов в ППО;

даёт согласие на увольнение работника по инициативе нанимателя, если такое предусмотрено коллективным договором;

не допускает принятия решений и осуществления действий, нарушающих Устав ФПБ, Устав и наносящих вред профсоюзному движению;

осуществляет систематическое оперативное информирование членов Профсоюза о позиции и деятельности Профсоюза, а также обеспечивает гласность своей работы;

оказывает материальную помощь членам Профсоюза за счет средств профсоюзного бюджета.

  1. Профсоюзный комитет подотчетен собранию (конференции)
    и подконтролен вышестоящим органам Профсоюза.
  2. Довыборы выбывших членов профсоюзного комитета, ревизионной комиссии производятся по мере необходимости на профсоюзном собрании.
  3. Профсоюзный комитет ППО, имеющей в своей структуре цеховые комитеты (профбюро), может передавать этим органам некоторые права, относящиеся к его компетенции: прием и учет членов Профсоюза, организацию взимания членских взносов, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, охране труда, внесение предложений в коллективный договор, контроль за его выполнением в своем подразделении, согласование решений по материальному стимулированию и др.
  4. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя и привлечение к дисциплинарной ответственности члена профсоюзного комитета допускается помимо соблюдения общего порядка с письменного согласия соответствующего профкома на основании Отраслевого, местных соглашений и коллективного договора.
  5. Член профсоюзного комитета освобождается от основной деятельности для участия в проведении уставных мероприятий на условиях отраслевого, местных соглашений и коллективного договора, соглашения.
  6. За активное участие в работе ППО члены профсоюзного комитета представляются к наградам профсоюзных органов, соответствующих организаций, учреждений и т.д.
  7. ППО, насчитывающей более 1000 членов Профсоюза и (или) имеющей в своем составе цеховые профсоюзные организации
    и профсоюзные группы, свой счет в кредитно-финансовом учреждении, печать, а также располагающей финансовыми возможностями для работы профсоюзных кадров на профессиональной основе постановлением Президиума ЦК могут предоставляться права районной организации Профсоюза.
  8. Профсоюзный комитет ППО с правами районной организации Профсоюза:
  9. Избирается сроком на 5 лет и руководит деятельностью ППО
    в период между конференциями. Организует свою работу в форме заседаний, которые созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
  10. Для ведения текущей работы из членов профкома на правах райкома Профсоюза избирается президиум в составе: председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов президиума. Президиум проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.
  11. Анализирует социально-экономическое положение работников организации, учащихся, определяет основные направления деятельности первичной организации, принимает решения, направленные на защиту законных интересов членов Профсоюза, укрепление профсоюзного единства.
  12. Может делегировать президиуму профкома права на заключение коллективного договора, соглашения, согласование от имени профкома решений нанимателя, затрагивающих трудовые права работников, в т.ч. на материальное стимулирование и др.
  13. Может избирать председателя (при невозможности дальнейшего исполнения им должностных обязанностей), заместителя председателя, членов президиума соответствующего комитета Профсоюза из его состава в период между конференциями.
  14. Формирует из своего состава и утверждает комиссии профкома.
  15. Распоряжается профсоюзными средствами, может делегировать президиуму право утверждения сметы расходов с последующим отчетом
    о ее исполнении.
  16. Заслушивает информацию о работе президиума, рассматривает другие вопросы профсоюзной работы.
  17. Президиум профсоюзного комитета ППО с правами районной организации Профсоюза:

направляет и координирует деятельность профсоюзных организаций структурных подразделений, профгрупп, организует выполнение решений профкома, вышестоящих руководящих органов Профсоюза, конференции;

организует общественный контроль за выполнением  законодательства о труде, вносит предложения нанимателю по вопросам улучшения социально-экономического положения работников;

в соответствии с коллективным договором согласовывает решения нанимателя, по вопросам, затрагивающим трудовые права и законные интересы членов профсоюза;

созывает собрания (конференции), определяет повестку дня и дату проведения;

заслушивает отчеты председателей цеховых организаций, профгрупоргов;

организует работу комиссий профсоюзного комитета.

проводит текущие финансовые операции, распоряжается денежными средствами ППО в пределах предоставленных ему профкомом полномочий.

осуществляет информирование членов Профсоюза о деятельности Профсоюза, обеспечивает гласность в работе профкома.

определяет периодичность проведения собраний в цеховых (факультетских) организациях и профгруппах (по мере необходимости, но не реже одного раза в год);

в случае необходимости при наличии финансовых возможностей принимает решение по штатным работникам профкома;

регулярно информирует профком о своей деятельности, исполняет другие функции, делегированные ему профкомом.

  1. Профком, председатель ППО, профбюро, профгрупорг подотчетны собранию (конференции) и подконтрольны вышестоящим органам Профсоюза.
  2. Текущее руководство деятельностью ППО в период между заседаниями профсоюзного комитета (президиума) осуществляет председатель ППО.

 

 

VII. Председатель ППО

 

  1. Председатель формирует и осуществляет руководство аппаратом соответствующего комитета Профсоюза, заключает и расторгает трудовые договоры (контракты) с работниками аппарата в соответствии с законодательством Республики Беларусь, выполняет другие функции, делегируемые ему соответствующим комитетом Профсоюза, его президиумом
  2. Председатель ППО является председателем профсоюзного комитета и избирается в порядке и на срок, определенный Уставом, Инструкцией ФПБ по проведению отчетов и выборов профсоюзных органов.
  3. Председатель ППО обладает правами и обязанностями руководителя юридического лица, в том числе:

осуществляет действия от имени ППО, представляет ее интересы
в государственных, судебных, хозяйственных органах и общественных организациях;

представляет интересы членов профсоюза перед нанимателем,
а также во всех органах и организациях по делам и вопросам, связанным
с уставной деятельностью профсоюза;

несет ответственность за полноту сбора членских профсоюзных взносов и соблюдение порядка их обязательных отчислений;

персонально отвечает за правильность внесения записей в трудовые книжки штатных работников ППО и их хранение, сохранность печати, обеспечение своевременности выплаты заработной платы и соблюдение ими трудовой и исполнительской дисциплины;

отвечает за ведение в ППО делопроизводства и бухгалтерского учета.

  1. Председатель ППО в пределах, необходимых для исполнения решений профсоюзного комитета:

совершает сделки, выдает доверенности, открывает в учреждениях банков расчетные и другие счета;

распоряжается имуществом и средствами ППО, несет ответственность за их рациональное использование; заключает
и расторгает трудовые договоры с работниками аппарата; решает
в оперативном порядке неотложные вопросы деятельности ППО
с последующим информированием членов профсоюзного комитета;

подписывает коллективный договор, соглашение от имени работников, обучающихся, членов профсоюза;

выполняет другие действия в пределах прав, предоставленных законодательством Республики Беларусь, решениями собраний (конференций), профсоюзным комитетом (президиумом), коллективным договором, соглашением.

 

 

IX. Комиссии профсоюзного комитета

 

  1. Профсоюзный комитет, исходя из конкретных задач, стоящих перед ППО, формирует и создает комиссии.
  2. При профсоюзных комитетах могут создаваться следующие комиссии:

производственная комиссия;

по организационной работе;

по заработной плате и занятости;

по общественному контролю за соблюдением законодательства
о труде и об охране труда;

по охране семьи, материнства и детства; по работе среди молодежи;

по культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе;

по осуществлению контроля за работой предприятий общественного питания и торговли;

другие, необходимые для осуществления деятельности профсоюзного комитета, комиссии.

  1. Комиссии создаются на срок полномочий профсоюзного комитета. Комиссию, как правило, возглавляет один из членов профсоюзного комитета.
  2. Вопросы, обсуждаемые профсоюзным комитетом, предварительно рассматриваются на заседаниях соответствующей комиссии, которая вносит конкретные предложения.

 

IX. Ревизионная комиссия ППО

 

  1. Ревизионная комиссия (ревизор) ППО (далее – ревизионная комиссия) – самостоятельный контрольно-ревизионный орган, избираемый одновременно с соответствующим выборным руководящим органом на собрании (конференции) на срок полномочий профкома.
  2. Председатели ревизионных комиссий избираются на собраниях (конференциях) или по их поручению на заседаниях комиссий простым большинством голосов от числа участвующих в заседаниях членов соответствующего контрольно-ревизионного органа.
  3. Члены ревизионной комиссии могут участвовать в заседаниях профкома первичной организации Профсоюза с правом совещательного голоса.
  4. Члены профкома, его штатные работники не могут входить в состав ревизионной комиссии.
  5. Члены ревизионной комиссии освобождаются от основной деятельности для участия в проведении проверок на условиях соглашений, коллективного договора.
  6. В своей деятельности ревизионная комиссия (ревизор) независима и подотчетна только избравшему ее собранию (конференции) и руководствуется Уставом.
  7. Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет контроль за соблюдением Устава, полнотой и своевременностью уплаты членских взносов, правильностью учета, использования денежных средств
    и другого имущества, работой профкома по рассмотрению обращений членов Профсоюза, исполнению принятых решений, его хозяйственной.
  8. Ревизионная комиссия (ревизор) проводит проверку деятельности профкома (председателя профсоюзной организации) не реже одного раза в год.
  9. В случае невыполнения ППО и ее профсоюзным комитетом Устава, решений вышестоящих органов Профсоюза, в том числе об отчислении членских взносов в установленном размере в течение более чем трех месяцев, ревизионная комиссия вышестоящей организации Профсоюза, либо указанный профсоюзный орган совместно
    с ревизионной комиссией ППО, нарушающей Устав, проводит анализ ее финансовой деятельности и вносит соответствующие предложения
    в руководящие органы Профсоюза, его организационных структур.
  10. Ревизионная комиссия по итогам проверок имеет право принимать решение по созыву внеочередного собрания (конференции) первичной организации, вносить предложения соответствующему профкому или вышестоящему органу по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения финансовой дисциплины.

 

Х. Организация и планирование работы

 

  1. ППО организует работу в соответствии с законодательством, Уставом, нормативными документами Профсоюза и ФПБ.
  2. В профсоюзном комитете утверждаются номенклатура дел, планы работы профсоюзного комитета и его комиссий, смета.
  3. Деятельность ППО строится на основании решений собрания (конференции) и профсоюзного комитета. Заседания выборных органов оформляются протоколами, а решения – постановлениями.
  4. Собрание (конференция), заседание профсоюзного комитета считаются правомочными, если в нем участвуют более половины членов профсоюза, профсоюзного комитета.
  5. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих.
  6. Заседание профсоюзного комитета ведет председатель профсоюзного комитета, а в его отсутствие – заместитель председателя или избранный участниками заседания председательствующий, которые обеспечивают соблюдение принятого порядка рассмотрения вопросов, способствуют организации полного и всестороннего обсуждения вопросов и принятия соответствующих решений.
  7. Профсоюзный комитет обеспечивает своевременное и полное информирование членов профсоюза о своей работе и работе вышестоящих профсоюзных органов, используя средства массовой информации (газеты, радио), стенды, встречи с трудовыми коллективами, семинары-совещания и т.д.
  8. Профсоюзный комитет строит работу на основе полугодовых (годовых) планов с учетом планирования работы вышестоящих профсоюзных органов. При необходимости могут разрабатываться перспективные, комплексные и целевые программы на более длительные сроки.
  9. План работы утверждается на заседании профсоюзного комитета (его президиума).
  10. При формировании планов работы определяются мероприятия, лица, ответственные за их выполнение, сроки выполнения. Ежемесячные планы работы профсоюзного комитета формируются на основе полугодовых (годовых) планов, конкретизируются с учетом поступивших предложений, критических замечаний членов профсоюза, а также из складывающейся ситуации в коллективе.
  11. Председатель профсоюзного комитета отчитывается
    о выполнении плана перед членами профсоюзного комитета, перед общим собранием (конференцией) членов профсоюза. Отчет о выполнении плана утверждается соответствующим профсоюзным органом.
  12. Ведение делопроизводства и организация работы с обращениями граждан осуществляется в профсоюзном комитете в соответствии
    с законодательством Республики Беларусь, нормативными документами ФПБ, Профсоюза.

 

ХI. Контроль за исполнением принятых решений

 

  1. Документ считается исполненным, если указанные в нем вопросы решены. После завершения исполнения документ снимается с контроля председателем профсоюзного комитета.
  2. Система контроля за выполнением постановлений, решений, поручений пленума ППО, его президиума включает:

100.1. постановку на контроль постановлений, решений, поручений и их;

100.2. своевременное доведение постановлений, решений, поручений до исполнителей;

100.3. контроль за сроками исполнения;

100.4. проверку хода выполнения;

100.5. информирование о выполнении;

100.6. снятие постановлений, решений и поручений с контроля;

100.7.  учет, обобщение и анализ результатов выполнения;

100.8. оценку состояния исполнительской дисциплины.

Контроль за выполнением постановлений, решений, поручений  возлагается на заместителя председателя, работников аппарата, готовившего их проекты, организацию, в которую оно было направлено для исполнения.  При осуществлении контроля несколькими работниками аппарата координация контроля деятельности ведется заместителем председателя.

 

XII. Денежные средства и имущество ППО

 

 

  1. В собственности ППО может находиться любое имущество
    в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Источниками финансирования ППО профсоюза являются:

ежемесячные членские профсоюзные взносы;

средства, поступающие в порядке финансирования из вышестоящих организаций;

денежные средства, отчисляемые нанимателем;

безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций и физических лиц;

доходы от размещения свободных денежных средств в учреждениях банков (в целях сбережения имущества);

другие, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

  1. ППО имеет полную финансовую самостоятельность, по своему усмотрению распоряжается имуществом и денежными средствами, за исключением поступающих на целевые нужды и подлежащих отчислению для финансирования вышестоящих органов в размере, установленном вышестоящими профсоюзными органами.
  2. Члены Профсоюза уплачивают  ежемесячный членский взнос
    в размере 1 процента от месячной заработной платы, стипендии работающего и обучающегося.
  3. Обучающиеся на платной основе, а также не получающие стипендии, уплачивают членский взнос в размере 1 процента базовой величины.
  4. Собрания (конференции) ППО обучающихся по письменному согласованию с президиумом ЦК имеют право устанавливать размер членского взноса для обучающихся выше установленного Уставом, но не более 3 процентов стипендии, а для обучающихся на платной основе или не получающих стипендии, в том числе временно прекративших обучение, – не более 3 процентов базовой величины. Данные решения принимаются на очередных отчетно-выборных конференциях.
  5. Членские взносы уплачиваются путем безналичных расчетов
    в установленном порядке через бухгалтерию организации, учреждения, предприятия или лично членом Профсоюза.
  6. Членский взнос в размере 1 процента от базовой величины, если иное не установлено в соответствии с пунктом 88 Устава, уплачивают члены Профсоюза из числа:

работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата и состоящих на учете в ППО;

не работающих пенсионеров;

женщин, временно прекративших работу или обучение в связи
 с рождением и воспитанием детей до достижения детьми возраста трех лет;

лиц, не работающих в связи с необходимостью ухода за близкими родственниками, являющимися инвалидами первой и второй группы;

обучающихся в период академических отпусков;

  1. Руководящие органы организационных структур  Профсоюза имеют право освобождать от уплаты членских взносов стоящих в них на учете членов Профсоюза, указанных в пункте  89 Устава на основании предложений соответствующих организационных структур Профсоюза
    и на основании их личных заявлений.
  2. Средства, формирующиеся из членских взносов и других источников, расходуются по смете, утвержденной для профсоюзного комитета собранием, а профсоюзного комитета ППО с правами районной – пленумом или президиумом профсоюзного комитета с учетом требований ЦК и принятых им нормативов.
  3. Членские взносы обучающихся остаются в распоряжении соответствующих ППО.
  4. ППО производит отчисления от поступивших взносов
    в территориальный комитет Профсоюза в размере, определенном вышестоящим комитетом Профсоюза. Решение вышестоящего комитета Профсоюза по данному вопросу является обязательным для выполнения ППО. Оставшиеся после отчисления взносов в вышестоящий комитет Профсоюза средства и средства, поступившие из других источников, используются ППО для выполнения уставных целей по смете, утвержденной в определенном настоящим Положением порядке.
  5. Профсоюзные органы периодически отчитываются перед членами Профсоюза за использование имущества ППО.

 

XIII. Ликвидация ППО

 

  1. Ликвидация ППО не допускается, если на учете в ней состоит не менее трех членов профсоюза.
  2. Решение о ликвидации, реорганизации принимается на собрании, конференции, а в случае невозможности их проведения – вышестоящим органом Профсоюза.
  3. Профсоюзный комитет уведомляет соответствующий вышестоящий профсоюзный орган профсоюза о дате собрания (конференции) по вопросу ликвидации ППО или переходе на профобслуживание в другой профсоюз не позднее, чем за один месяц,
    о решении, принятом собранием (конференцией), - в десятидневный срок.
  4. Имущество и средства ликвидируемой ППО используются по совместному решению профсоюзного комитета и вышестоящего профсоюзного органа.
свернуть